Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:38 

Тверской фольклор: мастерская воспитания личности

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)

Автор: А. Б. Намзин

Материал опубликован с разрешения автора. Ранее работа была издана в краеведческом альманахе «Удомельская старина» № 25 ( декабрь 2001 г.), № 26 (февраль 2002 г.)

“Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”. (К.Ушинский)

Этнопедагогика русского народа, создаваемая веками, включает в себя множество элементов, составляющих единую систему воспитания подрастающего поколения. Задача ставилась одна: вырастить человека, способного выжить в этом (часто враждебном) мире. И всё это – через участие в сложной системе религиозных (реже светских) обрядов, игр, знания преданий и традиций, способных сформировать менталитет (национальную идентификацию), привить нормы морали, дать необходимые знания об окружающем мире (и понимание своего места в этом мире), развить сообразительность, трудолюбие, выносливость, бережное отношение к При-Роде (природа – то, что окружает мир человеческого рода, находится вокруг).

читать дальше

01:08 

Культ ужей на Тверщине

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)


Автор Г.Н. Базлов

Материал опубликован с разрешения автора. Впервые работа была издана в «Вестнике Российского фольклорного союза» №3, 2003 г.

Культ Ужа был известен с древних времён на землях Беларуси и Северо-Запада России. Считается, что сохранился он преимущественно до позднего средневековья, однако приведенный ниже уникальный материал, собранный Г.Н. Базловым в ходе этнографических экспедиций, свидетельствует о его существовании на северо-западе Тверщины и по сей день.

читать дальше

@темы: Вот такая вот загогулина (с), Твержа, Тверская Крывия, все чудесатее и чудесатее

00:57 

Мотыли, Удино (02.06.2012 г.)

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)


Не захотела нас отпускать Страна Камней. Не все, говорит, вы мои тайны изведали. Вот и вернулись мы снова на древнюю Удомельскую землю, как ещё будем возвращаться не один раз. И снова несколько небольших кусочков добавлены в грандиозную мозаику под названием «Тверская самобытность»…

Намзин

В Удомле мы встретились с замечательным человеком – Алексеем Намзиным. С Алексеем заочно мы знакомы уже довольно давно – в первую очередь, благодаря его дивным книгам. Он оказался человеком очень интересным, общительным, сразу располагающим к себе. Скажу одно: час нашей с ним беседы стоил прочтения множества книг. Уже сейчас, только благодаря его рассказам, мы запланировали ещё несколько интересных маршрутов. Также он дал нам наводку на некоторые очень интересные материалы (хоть и опубликованные, но мало кому известные), которые в скором времени непременно появятся здесь. Ну и, конечно же, уточнил кое-какие ориентиры нашего сегодняшнего небольшого путешествия. Отдельной темой нашей беседы были гусли. Мы с удивлением узнали, что гусельная традиция на Удомельщине дожила практически до наших дней: ещё в конце 90-х гг. минувшего столетия старики рассказывали о гуслях, как о непременном атрибуте любого праздника, вечёрки, «беседы», наряду с бубном, гармонью и балалайкой. В Удомельском музее, который мы с удовольствием посетили, находится очень хорошо сохранившийся экземпляр крыловидных гуслей. Алексей и сам изготавливает гусли, стараясь при этом не применять современных технологий. Его инструменты отличает отменное качество и потрясающее «хрустальное» звучание! И конечно же, он виртуозно на них играет. При этом, традицию игры на древнем инструменте он перенял от непосредственного её носителя – ведь только так возможно постичь суть инструмента, какой её понимали испокон веку, избежав лишних неуместных фантазий, импровизаций и самоделок.

читать дальше

@темы: священные камни, ощущение ощущения, очень жаль, что вы - не Мы (с), ось воно, щастя, куда ж я без своего полотенца? оО (с), Тверская Крывия, Вот такая вот загогулина (с)

00:54 

Книги Алексея Намзина

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)


Хотим познакомить всех наших читателей с волшебным миром книг удомельского писателя, краеведа, музыканта Алексея Намзина.
Алексей Борисович Намзин родился 28 марта 1968 года в п. Брусово Удомельского района. С 1971 года живет в Удомле. С 1975 по 1985 год учился в ср. школе № 1 им А.С. Попова. Два года служил в Советской армии на Дальнем Востоке. С 1988 по 2002 год работал учителем, а затем заучем, в школе с. Копачево Удомельского района, где преподавал немецкий язык, историю и краеведение. Закончил заочно отделение романо-германской филологии по специальности немецкий язык Тверского университета. Участвовал в нескольких этнографических экспедициях с учениками Копачевской школы, членами клуба “Белый волк” и студентами исторического факультета Тверского университета на территории Удомельского и сопредельных районов. Алексей является одним из соавторов книги “География Удомельского района” (1999). Неоднократно публиковал материалы в газете “Удомельская старина”.

Алексей Намзин играет на нескольких традиционных этнических инструментах, таких как йохикко (jouhikko), кантеле, крыловидные гусли. Что примечательно, традицию игры на всех этих инструментах он перенял от непосредственных её носителей. Инструменты Алексей изготавливает сам, стараясь максимально соблюдать технологии древних мастеров. С этими инструментами он является регулярным гостем тверских фольклорных опен-эйров, таких как фестиваль «Живая Русь», «В гостях у тверских карел» и других.

Сейчас в продаже (например, в книжных магазинах в г. Удомле) имеются три книги Алексея: «Удомельские заветные сказки» (для взрослых), «Удомельские легенды и предания», «Словарь удомельского говора», но со дня на день готовится к выходу ещё одна - «Удомельские народные традиции и обряды», 4-я по счёту книга серии «Русское Зазеркалье». Тираж же самой первой книжки, «Удомельские сказки» (2008), давно полностью раскуплен.

читать дальше

@темы: Твержа, Тверская Крывия, творческое, читабельность

14:56 

Купала на озере Дивинец

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)

Друзья! Приближается День летнего Солнцестояния (Купала, Купалье). Хотим пригласить вас 23-24 июня отметить это большое событие в один дивный уголок на просторах нашей Тверщины.

На высоком живописном берегу озера Дивинец в древние времена, в V в. до н.э., находился замок местных властителей. На те самые времена пришёлся расцвет цивилизации древних греков, по преданиям которых эти края входили в состав могущественной Гипербореи… Рядом с остатками замка-городища находятся погребения тех, кто в нём жил – несколько десятков курганов притаились в густом лесу. А чуть поодаль – древнее святилище местных Богов. Кто сейчас помнит их имена? Балтские ли они, финские ли, славянские? Но это ли важно? Это те самые Боги, которые испокон веку берегут эту землю – нашу землю. А значит, это наши Боги. А имена им – Лес, Озеро, Небо, Земля, Солнце.
читать дальше

20:20 

Срань, бля...

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)
Сраный английский. Лучше бы она сразу сказала, сколько ей заплатить за зачёт.
Потому что это "купите методички", "купите диски" меня страшно раздражает.

Сраные православнутые (читай - ебанутые) придурки. Пришёл я на вечорку славяночную в горсад, распелся с Анькой, попутно плетя венок.
Тут этот гондон Антон у меня его отнимает типа пофоткаться. Сфоткавшись, уносит куда-то.
Я подхожу к нему и в своей обычной манере легонько толкаю в бок, мол, где венок. Он заявляет, что я его ударила по почкам (люди, которые видели меня, отлично знают, какой я тощий и как я слабо могу ткнуть). И уносит венок, закрыв его в своем рюкзаке, заявляя при этом "С язычниками по-язычески!".
Ебать.
Я разжигатель религиозных распрей.
Шописец.
Товарищи мужеска полу - а скажите-ка - вы бы отняли у девушки венок, заявив что она вас ударила по почкам?

Вопрос: Кто прав?
1. Ну гондон православнутый, лечиться ему. Забей.  2  (100%)
2. В этом случае не права ты. Могла бы и не разжигать конфликт.  0  (0%)
Всего: 2
17:16 

Разведпоездка по Удомельскому и Фировскому районам.

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)


06-07 мая объединение «Твержа» совершило двухдневную разведывательную поездку по Удомельскому и Фировскому районам. Мы выражаем благодарность всем, кто помогал нам в этой поездке: Подушкову Дмитрию Леонидовичу (Удомля), Иванову Евгению Александровичу (Фирово, Рождество), Иванову Николаю (Токариха), Лебедеву Петру (Заречье), Хмелевскому Юрию (Городок) и, конечно же, Бурову Владимиру Андроновичу (заочно). Предлагаем вашему вниманию отчёт о нашем путешествии.

читать дальше

@темы: tomorrow belongs to me! (c), Твержа, Тверская Крывия, все чудесатее и чудесатее, кривичи, путь-дорога, священные камни

12:24 

Открытие сезона активного национал-краеведения в Кимрах 29-30 апреля

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)

Краеведческий («крыўяведческий» :) ) сезон 2012 года кривичское этнокультурное объединение «Твержа» открыло довольно спонтанной поездкой в город Кимры. Маршрут планировался буквально в дороге. Поэтому было решено посетить самые заметные, но не слишком удалённые от города Кимры сакральные объекты наших предков. Выбор пал на два курганных комплекса и одно городище.
читать далее

09:00 

Фильм «Здесь» – приз за лучшую операторскую работу

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)

Этнокультурное объединение «Твержа» приняло участие в 45-ом открытом областном фестивале любительских видеофильмов «Земля Тверская» с фильмом «Здесь» и получило приз за лучшую операторскую работу, а также специальный приз от компании «Ростелеком». Приносим благодарность всем, кто принимал участие в создании фильма.
tverzha.ru/archives/1214

11:30 

из отвлечённого

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)
Кроме того, что 13-15 апреля у нас кинофест, в котром мы вроде как участвуем, у меня ещё и Славяночное выступление. Скорее всего, девятнадцатого.
Подробности - когда узнаю. А пока, если вдруг интересно - 15 апреля пройдёт ещё одна Балканизация. Для тех, кто был на Балканизации в "Хорошем поводе" - не пугайтесь. на сей раз будет в Лазурном, а там звук на порядок лучше отлажен.
Хотя, конечно, не ДомАЖ.
Ссылка на встречу vk.com/event36855338

как обычно - всё красиво.)

под катом мои дурацкие размышления о балканском проекте

@темы: Слов'яночка

11:06 

Кривичи. Историко-этногенетический очерк

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)
Автор: А. Дзермант


От редакции

Данная работа А. Дзерманта аргументированно показывает, что взгляд на кривичскую историю как на историю балтских автохтонов огромного пространства северо-востока Европы, включающего, в т. ч. современную Тверскую область, не только научно обоснован, но и оправдан в качестве принятия его за основной. Очерк впервые был опубликован (на беларус. языке) в альманахе «DRUVIS» №1, 2005 г. (с. 19–36), в настоящее время доступен и его электронный оригинал по адресу: kryuja.org/artykuly/dziermant/kryviczy.html. Мнение редакции в некоторых моментах расходится с мнением автора (в частности, это касается взглядов на норманнское происхождение варягов и германского происхождения термина «русь», количество шведских погребений в Гнёздове и иранского происхождения имён некоторых богов восточнославянского пантеона), однако, мы не считаем эти моменты сколь угодно существенно влияющими на концепцию работы в целом.

* * *

Кривичи – самая большая этническая общность на просторах лесной зоны Восточной Европы, занимавшая огромную территорию от Верхнего Понеманья на западе, до Костромского Поволжья на востоке, от Псковского озера на севере, до верховьев Сожа и Десны на юге. Летопись сообщает, что кривичи «сѣдять на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днѣпра, их же градъ есть Смоленескъ»[1]. По данным различных письменных источников, кривичам принадлежали территории, на которых позже сформировались Псковская, Смоленская и Полоцкая земли [2]. Население последней было известно летописцам также под собственным именем «полочане», хотя археологические материалы не позволяют признать их отдельной этнической группой (племенем) и отличить от жителей Смоленщины.

читать далее

@темы: Твержа, кривичи

11:21 

Почитаемые камни в Торжке

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)


Авторы: В.В. Цыков, О.Л. Францев

Материал публикуется с разрешения авторов. Впервые статья опубликована в «Тверском археологическом сборнике» вып. 8, т. 2, с. 186-191. (Тверь, 2012) под названием «К вопросу об изучении историко-культурных камней (на материалах города Торжка)»
Обрядовые действия, связанные с различными камнями и валунами, хорошо известны по письменным и этнографическим источникам. С достаточно высокой степенью вероятности выявлены камни, которые местное население почитало, по крайней мере, с периода Древней Руси. Такие камни известны в Новгороде (камень святого Антония) [1], на Плещеевом озере (Синий камень) [2] и т.д.
читать дальше

@темы: Твержа, Тверская Крывия, священные камни

22:38 

Кривис Литвы: Великдень – праздник Душ и Всех Богов

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)

Цикл литовских весенних праздников богат обычаями, большинство из них дошло до нас как живая традиция – в виде песен, слов и обрядовых действий наших дедов, прадедов.
Поэтому с приближением Великодня приглашаю отпраздновать его по обычаям предков.
читать дальше

@темы: Литва, Твержа, святкування

22:37 

«Здесь» на кинофестивале «Земля Тверская»

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)

13-15 апреля 2012 года в Твери в помещении Дворца культуры «Металлист» пройдёт 45-ый Тверской областной фестиваль любительских фильмов «Земля Тверская», посвящённый 50-летию кинолюбительского движения. Объединение «Твержа» участвует в фестивале со своим короткометражным художественным фильмом «Здесь». Примерная программа фестиваля такова:
13 апреля в 17.00 в ДК «Металлист» — торжественное открытие фестиваля
14 апреля с 10.00-18.00 в ДК «Металлист» — просмотр конкурсной программы
15 апреля в 14.00 в Музейно-выставочном центре им. Л.Чайкиной – закрытие фестиваля, награждение победителей.
читать дальше

@темы: Твержа

22:34 

«Мои Боги – река и рябина»

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)
«01» апреля 2012 года этнокультурное объединение «Твержа» побывало в гостях у Тверского поэта Степанова Владимира Владимировича. В.В. Степанов – Член Союза писателей России, автор десяти книг прозы, публицистики, поэзии. Родился в д. Спирово Тверской области в 1951 году.


Долгое время он жил в Москве, работал в газете «Россия», но никогда не разрывал связи со своей малой родиной
читать дальше

@темы: Твержа, Тверская Крывия

22:24 

«Тверская земля и сопредельные территории в древности»

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)

27 марта в Тверской областной библиотеке им. Горького состоялось открытие 16-го заседания научно-методического семинара «Тверская земля и сопредельные территории в древности». С приветственным словом к участникам обратился главный археолог Тверской области, зам. руководителя Тверского государственного объединённого музея, И. Н. Черных. Он отметил, что Тверь уже в 20-й раз собирает столь широкий круг исследователей на семинар подобного масштаба (4 раза на семинар «Тверь и Тверская земля в средневековье» и в 16 раз на текущем семинаре). Всего на семинаре будет прочитано 68 докладов, включая 11 стендовых. По его результатам определится состав очередного, девятого по счёту, «Тверского Археологического сборника», который выйдет уже в будущем году. А уже сейчас стал доступен для приобретения 2-ой том 8 выпуска «Тверского археологического сборника». 30-го числа состоится выездное заседание в очень любимом нами Вышневолоцком краеведческом музее, на открытии археологической экспозиции которого мы побывали в прошлом году. Заседания семинара будут проходить в здании Областной библиотеки им. А.М. Горького по адресу: Свободный пер., д. 28. Семинар продлится до 31 марта. Вход свободный. С программой можно ознакомиться ниже.
читать дальше

@темы: Твержа, Тверская Крывия, археология

22:21 

Сакральные камни Литвы

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)

В Литве нет скал или каких то больших гор, потому каждый более менее большой валун был наделён воображаемой сакральностью, окутан всяческими легендами и поверьями. Однако почитались не только большие камни, но и камни, которые выглядят странно, имеют отпечатки «звериной лапы» или «человеческой ладони», лежащие в сакральных дубовых рощах или около родников, слияний рек, камни с натуральными или искусственными (для собирания святой воды или разжигания ритуального огня) цилиндрическими углублениями. В этой заметке мы публикуем снимки некоторых сакральных литовских камней.
читать дальше

@темы: священные камни, Твержа, Литва

21:52 

Деревянные скульптуры Альгимантаса Сакалаускаса (Литва)

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)
21:19 

А. В. Курбатов. «Историко-культурные валуны Тверской области» (Тверь, 1996)

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)

Статья А. В. Курбатова «Историко-культурные валуны Тверской области» была опубликована в сборнике «Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья» (Вып.1. Тверь, 1996. С.91-104). Сборник вышел очень давно и крайне скромным тиражом (300 экз.), поэтому мы считаем своим долгом сделать эту замечательную работу доступной гораздо большему количеству читателей.

Статья станет весомым дополнением нашим предыдущим публикациям о Святых камнях Тверской Крывии.

читать дальше

@темы: Твержа, Тверская Крывия, священные камни

21:07 

«Реэтнизация» малых территорий – как фактор развития и выживания села

Небо над Дніпром, хто без тебе я? (с)

Разговоры о воссоздании министерства по делам национальностей или некой новой структуры, которая бы на федеральном уровне занималась регулированием межнациональных отношений в стране, продолжаются уже два месяца, после того как о возможности появления нового ведомства в ходе «прямой линии» сообщил премьер-министр Владимир Путин.

Решение национального вопроса власть имущим снова видится в создании органа для управления народами, к тому же после сигнала сверху. Что же, вполне традиционная для Российского государства идея держать население страны лишь за объект управления, пусть в данном случае им становится и не атомизированная масса, а более сложные, этнические сообщества.

Обычно альтернативные варианты находятся в делегировании властных полномочий по «правлению народами» на региональный уровень власти. Это считается более демократичным, так как в большей степени соответствует идеи федеративного государства. Но разве народы, будучи управляемы из столицы республики или области вместо Москвы, обретают политическую субъектность? Что изменится, если вместо федерального чиновника их будущее начинает определять региональный назначенец?

читать дальше

@темы: Твержа

Iндивідуальний життєвий коктейль

главная